Профилактика жестокого обращения с детьми.

02.03.2016 21:44

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения,

жестокости и эксплуатации.

Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)

Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения: «Статья 37: Государства - участники обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

1.     Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка.

 

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми:

1. Физическое

2. Сексуальное

3. Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка)

4. Психическое (эмоцианально дурное обращение)

Физическое насилие

 

Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

  • внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);
  • повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.

 Поведенческие и психологические индикаторы:

Задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание. раздражительное поведение; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; суицидальные попытки.

Отсутствие заботы о детях

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка: не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес; ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища; нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия); не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно; устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Другие признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническая запущенность;
  • отставание в физическом развитии;
  • частая вялотекущая заболеваемость;
  • задержка речевого и моторного развития;
  • постоянный голод;
  • кража пищи;
  • низкая самооценка, низкая успеваемость;
  • агрессивность и импульсивность;
  • антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Психическое насилие

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

обвинения в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; отвержение ребенка; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; принуждение к одиночеству; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка: задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников); импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость; попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков); уступчивость, податливость; ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева; депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребенка: ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия; может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым; может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий; может жаловаться на физическое нездоровье; девочка может забеременеть; ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем; скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Другие признаки:

·        ночные кошмары, страхи;

·        несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

·        стремление полностью закрыть свое тело;

·        депрессия, низкая самооценка;

·        отчужденность;

·        проституция, беспорядочные половые связи;

·        эротизированное поведение

 

Существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

следы сексуального насилия;

запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

 

2. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, соответствии с российским законодательством

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

 

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);

Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

 

Что делать если ребенок сообщает нам о насилии.

1.     Отнеситесь к ребенку серьезно.

2.     Попытайтесь оставаться спокойными.

3.     Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.

4.     Успокойте и поддержите ребенка словами.

o    «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал».

o    «Я тебе верю».

o    «Ты в этом не виноват».

o    «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».

o    «Мне жаль, что с тобой это случилось».

o    «Мне надо поговорить о том, что случилось с ...(юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

5.     Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.

6.     Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

7.     Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.

 

 

© 2013-2016 Все права защищены.

Создать бесплатный сайтWebnode